Что такое системный подход
к управлению?
Давайте начнем с того, что в понятиях «менеджмент», «системный менеджмент», «регулярный менеджмент» ничего инновационного уже не найти. Если вы читали Друкера, Деминга, Лайкера, Минцберга, Форда и наших современников, которые переработали эти труды – Павла Безручко, Марка Розина, Александра Фридмана и их коллег, то вас уже ничем не удивишь в перечисленных терминах. Это все равно, что пытаться переизобрести таблицу умножения.

Да, системный менеджмент – это таблица умножения, к которой приходят все, кто заканчивает изучение счета на палочках и яблоках и переходит к более сложным математическим вычислениям.

В этой статье я остановлюсь на тех понятиях и идеях, которые использую в своей работе, и которые мы обязательно прорабатываем с моими клиентами в проектах внедрения практик управления.
Системный подход к управлению заключается в том, чтобы найти оптимальный способ выполнения работы и зафиксировать его в стандарте, воспроизводимом в повторяющихся ситуациях.
«Регулярный менеджмент» - по сути
синоним «системного менеджмента»
  • Системный менеджмент предполагает упорядочивание, прозрачность процессов, взаимодействия и отношений, стандартизацию процедур и их постоянное совершенствование путем устранения ошибок.
  • Системный менеджмент – это противоположность ручного, стихийного, интуитивного менеджмента.
  • Сущность системного менеджмента заключается в том, чтобы установить правила в повторяющихся процессах и ситуациях и обеспечить выполнение этих правил. Перед правилами все равны
То есть, вы, единожды потратив время на стандартизацию какого-либо процесса, высвобождаете свой управленческий ресурс для более продуктивной работы, и не тратите его на проблемы, не такие сложные, но пожирающие время и силы.

Процессы, которыми вы ранее управляли в ручном режиме, теперь происходят по определённой программе, и «разруливать» нужно только то, что пока нельзя стандартизировать.

В этом месте часто звучит возражение:
«У нас нет повторяющихся ситуаций, мы живем в полной неопределенности и нестандарте»
Не стоит лукавить, все уже посчитано:
руководитель начального звена
20%
руководитель
среднего звена
50%
руководитель
высшего звена
80%
Что относится к нестандартной работе: поиск, анализ информации, общение с людьми в неструктурированных ситуациях, управленческие действия в условиях неопределенности.

Стандартная управленческая работа: планирование, делегирование, контроль, обратная связь, поведение совещаний, подбор, оценка и развитие людей и другие управленческие действия, которые реализуются по календарю и/или в стандартных повторяющихся ситуациях.
Основные принципы системного менеджмента
  • Продуманность
    Мы ставим цели, знаем, зачем мы делаем что-то, почему именно так, учитываем все риски и последствия.
  • Плановость
    Есть план, последовательность действий и мы действуем в соответствии с ним.
  • Эффективность
    Анализ и выбор наилучшего способа и результата при оптимальных затратах, постоянное совершенствование процессов и правил.
  • Прозрачность
    Действия и решения открыты и понятны на всех уровнях деятельности.
Что это означает в управленческой практике?
  • Наличие четких обоснованных целей для компании в целом, подразделений и отдельных рабочих постов;
  • Наличие планов действий и использования ресурсов;
  • Формализация зон ответственности;
  • Выбор эффективных технологий решений задач;
  • Наличие критериев оценки любой задачи;
  • Регламентация повторяющихся процессов;
  • Наличие корпоративных правил и норм взаимодействия;
  • Равная ответственность за исполнение стандартов, правил и норм;
  • Регулярная оценка результатов и способов решения задач;
  • Коррекция деятельности на основе анализа;
  • Регулярное информирование и обратная связь;
  • Развитие компетенций руководителей для решения сложных задач и внедрения изменений;
Именно через системный менеджмент руководитель реализует свою основную функцию лидера – создание определенности из неопределенности, из хаоса – порядка.
«Порядок бьет класс! Классный порядок бьет все»
Порядок избавляет от стресса и ненужных затрат энергии в стандартных ситуациях и процессах, высвобождает силы и энергию на нестандартные процессы и генерацию творческих идей.

И еще одно частое возражение против системного менеджмента: «Опять эта ваша бюрократия».
Регулярный менеджмент – это не про бюрократию!

Да, это формализация работы подчиненных, но в отличие от бюрократии она предполагает коррекцию плохо работающих правил, постоянное совершенствование и даже импровизацию думающих людей.

Генри Форд разделял все правила и стандарты на принуждающие и помогающие. Принуждающий стандарт предполагает неукоснительное соблюдение. Исполнитель не должен думать, он должен исполнять. Помогающий стандарт – описание оптимального способа действия, которое допускает отклонения, если это необходимо для достижения лучшего результата. Это памятка, шпаргалка, которой нужно пользоваться, не выключая голову.

К каким стандартам относятся практики управления? Правильно, к помогающим.
Стандарты описывают способы достижения результата с учетом того, что думающие сотрудники адаптируют их к конкретным обстоятельствам и внесут идеи и предложения по их улучшению. Т.е. голова включена! И мы тем самым совершенно не убиваем мышление и инициативу сотрудников.

При этом регламентация существенно снижает персоналозависимость, проводит четкую линию между «работать хорошо» и «работать плохо» и не оставляет шанса халатность выдать за ошибку. Почти во всех кейсах можно легко увидеть взаимосвязь отсутствия системы, регламентов и стандартов с хаосом и падением эффективности команды
Минимальный набор книг, которые стоит прочитать на эту тему:
  • Павел Безручко «Практики регулярного менеджмента»
  • Александр Фридман «Вы или вас: профессиональная эксплуатация подчиненного. Регулярный менеджмент для рационального руководителя»
Ольга Коновалова
В управлении - более 20 лет, из которых 17 лет я занимала позицию HR-директора и вот уже 5 лет веду проекты в рамках консалтинга. Мой карьерный маршрут выстроился от преподавателя в институте до генерального директора компании.
Помогаю построить каждую функцию менеджмента
с учетом 3-х важных аспектов:
1
технологического
что мы делаем, зачем, почему именно так
2
психологического
разбираемся, как ваши личностные особенности влияют на управленческую практику
3
коммуникативного
как взаимодействовать, общаться с сотрудниками в каждой функции менеджмента, преодолевать сопротивление и мотивировать
Хотите меньше операционки
и больше самостоятельности от персонала?
Есть вопросы и хотите обсудить конкретные задачи? Запишитесь на бесплатную установочную сессию знакомства. Вместе мы найдем возможные варианты необходимых вам решений
Переходя к переписке вы соглашаетесь с Политикой по обработке персональных данных
Made on
Tilda